Приказом Роструда от 13.06.2019 N 160 утвержден административный регламент осуществления Рострудом федерального госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Действовавший ранее, утверждённый приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 354н Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, признан утратившим силу (приказ Минтруда России от 13.06.2019 N 400н)

Новым регламентом определены:

1) порядок осуществления Рострудом и его территориальными органами - государственными инспекциями труда в субъектах РФ мероприятий по:

  • госнадзору в установленной сфере деятельности;
  • обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда в установленной сфере деятельности;

2) сроки и последовательность действий, а также порядок взаимодействия с работодателями в процессе осуществления госнадзора.

Предметом госнадзора является:

1) соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности:

  • выплаты зарплаты и расчета при увольнении;
  • оплаты отпусков;
  • соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;
  • обеспечения доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда;

2) выполнение предписаний об устранении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав граждан.

Госнадзор может осуществляться в отношении:

  • работодателей - юридические лица либо физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вступившие в трудовые отношения с гражданами, а также физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вступившие в трудовые отношения с гражданами в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства;
  • работников - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, вступившие в трудовые отношения с работодателями.

Новым регламентом закреплены права и обязанности уполномоченных должностных лиц Роструда и ГИТ, а также работников и работодателей.

Регламентом также определен исчерпывающий перечень документов, которые могут быть истребованы у работодателя в ходе проведения проверок.

Периодичность проведения плановых проверок работодателей в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска должна быть:

  • для категории высокого риска - один раз в 2 года;
  • для категории значительного риска - один раз в 3 года;
  • для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет;
  • для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет;
  • для категории низкого риска - не проводятся.

При этом в случае отсутствия решения об отнесении к определенной категории риска деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя должна считаться отнесенной к категории низкого риска.

При проведении плановых проверок работодателей государственные инспекторы труда должны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов). При этом в распоряжении или приказе на проведение плановой проверки указываются реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), который будет использован при проведении плановой проверки.

Регламентом определена также процедура проведения плановых и внеплановых проверок.

При этом продолжительность каждой проверки не должна превышать:

  • по общему правилу - 20 рабочих дней;
  • в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год, если федеральными законами не предусмотрено иное.

Результатом осуществления госнадзора согласно Регламенту могут быть:

  • акт проверки;
  • акт о невозможности проведения проверки;
  • обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений;
  • предписание о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности;
  • предписание об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • предписание о запрете использования средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • протокол об административном правонарушении;
  • направление в правоохранительные органы и в суд других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии со статьей 357 Трудового кодекса РФ.